Во-вторых, набрать те самые репутационные очки, о которых я уже говорил. И в-третьих, понять, можно ли в России решить пресловутый жилищный вопрос. Удалось ли строительной индустрии за прошедшие годы «бурного роста» решить жилищную проблему россиян?

Да мы даже не приблизились к ее решению! Строили инвесторы в расчете на получение спекулятивного профита, а для большинства нормальная квартира или дом, действительно соответствующий потребностям семьи, так и остаются несбыточной мечтой, особенно если сопоставить среднюю зарплату с ценой квадратного метра и процентной ставкой по ипотеке.

— Возможно, этот кризис посодействует тому, что названные вами параметры придут в соответствие? — Теоретически так должно быть, но то, что сегодня происходит на рынке, скорее, говорит об обратном.

К снижению цены строительства обычно приводит рост конкуренции, но в ближайшее время лицензирование в строительстве будет отдано на откуп саморегулируемым организациям, а в условиях сжимающегося рынка это вряд ли приведет к увеличению количества игроков. То есть вокруг сильно уменьшившегося пирога останутся только те немногие, которые вряд ли захотят допускать к нему еще кого-нибудь.

Добавим еще большое недоверие населения и к строителям, и ко всем участникам рынка недвижимости. В Интернете, например, объявления о продаже недвижимости все чаще заканчиваются призывами: «Без посредников!» или «Риелторам не беспокоиться!

». Некоторые строители увеличивают расходы на рекламу и PR, а в результате доверяют им все меньше. Да и не только им, но тем изданиям, где их информация размещается. Все это происходит в стране, где, в отличие от тех же США, на душу населения приходится не 60, а всего лишь 20 кв. м жилой площади, да и то очень условных.

— Мрачная картина получается, а выход из этой ситуации есть? — Думаю, да! Но для того чтобы строительная отрасль работала нормально, должно измениться поведение всех участников этого рынка.

Финансовым институтам нужно научиться увязывать длинные деньги ипотечного кредитования с короткими деньгами потребительских кредитов и кредитования отечественной легкой промышленности (владелец собственного дома, проживающий в нем постоянно, — очень активный покупатель и отечественных товаров). А чиновникам не мешало бы задуматься о том, что пустующие квартиры и дома, купленные инвесторами в стране, где большинство семей так и не решило жилищный вопрос, — это социальная бомба, которая может взорваться в условиях кризиса. Да и потребителю в новых условиях просто необходимо стать внимательнее и взыскательнее.

Строителям надо понять, что доверие людей можно завоевать только прозрачностью компаний, специализированным изданиям следует перестать лакействовать, обслуживая интересы рекламодателей, а воздействовать на рынок в направлении его оздоровления. — Полагаете, участники рынка готовы к той открытости, о которой вы говорите?

— Наша компания, во всяком случае, готова, потому что мы прекрасно понимаем: в этих условиях иного пути нет. Отчетность на нашем сайте вы уже видели, давайте вместе с вашим журналом пойдем дальше. Организуем, например, журнальное реалити-шоу: договоримся с любым нашим клиентом о публикации серии материалов о ходе строительства его коттеджа. Думаю, это будет интересно читателям и полезно для всей строительной отрасли.

Кроме того, наша компания сейчас организует школу частного застройщика — этим шагом мы содействуем тому, чтобы на рынке появлялось все больше тех самых взыскательных застройщиков.

Главный актив — репутация!. Часть 3