И это, впрочем, нормально для «эскизного» проекта. Само по себе появление такого предпроектного «наброска» было огромным шагом вперед — от социалистического планового хозяйства к проектному управле­нию — почти как отказ от конной тяги в пользу парового двигателя. Но дальше-то должны следовать бесконечные корректировки. И если данные не актуализируют, очевидно, что дело застопорилось.

Подлинная причина провала, на мой взгляд, в том, что планы не корректировались под состояние спроса, конъюнктуру и макроэкономику, а до полноценных «рабочих чертежей» так и не дошли. И это, между прочим, ровно та же болезнь, которая сгубила наш автопром.

Он ведь тоже порой рождал легендарные машины, которые либо оставались в единственном экземпляре, либо тут же безнадежно устаревали, выпускаясь десятилетиями. Потому как все равно покупали втридорога: других-то не было. В автомобильной промышленности «у нас со смежниками 1,5 миллиона человек».

«Мы что, должны забыть про этих людей и про их семьи?» — вопрошал премьер-министр, а его слова транслировались в теле - и радиоэфире.

Безусловно, эти люди нуждаются в государственной поддержке, и возможно, во имя этой благой социальной цели все патриотически настроенные россияне, включая и чиновников, и благодарных премьеру жителей моногорода Пикалева, должны пересесть на «лады», «калины» и «приоры». Понятно, что поддержка автопрома — это не от излишнего оптимизма и веры в наших конструкторов. Менеджеры и власти моногородов, к коим относится и Тольятти, весьма прозрачно намекают властям на возможность массовых волнений и беспорядков.

Но будем надеяться, советники все же напомнят Владимиру Владимировичу и Дмитрию Анатольевичу, что в строительном комплексе РФ, включая тех же смежников (производителей стройматериалов, мебели, товаров для дома), занят каждый пятый россиянин, — а это уже 30 млн чел. При этом обеспеченность жильем у нас лишь немногим выше, чем в беднейших африканских государствах. Никто толком пока не подсчитал, во сколько обойдется всем россиянам государственная забота об автопроме и какой эффект дали бы те же деньги, будь они грамотно инвестированы в «основу основ» — жилье: в разработку проектов «народного дома», инженерную подготовку территорий, производство строительных материалов, в заводы по производству «сэндвич»-панелей, газобетонных блоков и прочих элементов будущего дома.